Чуваки предсказали будущее комедии, а никто и не заметил.

Что вы помните о временах, когда по телевизору крутили «Убойную лигу» и «Смех без правил»? Там начинали многие люди, до сих пор плотно влияющие на русскую комедию: Руслан Белый, Илья Соболев, Смирняга и Костя Пушкин. Многие потерялись и стали свадебными ведущими, но это были проекты, казавшиеся чем-то более свежим, чем на тот момент уже мейнстримный Comedy Club. Но было в этом пакете и третье шоу, которое многие воспринимали как опциональное дополнение. Правда, время показало, что «Убойной ночи» – революционный формат.

Посмотрите, какие шоу с комиками выходят сейчас. Всё, где нет традиционного стендапа, от «Разгонов» и «Книжного клуба» до «Что было дальше?», строится на импровизационных беседах в студии. Простое, элегантное и современное решение, оставившее позади необходимость выстраивать ТЮЗовские сценки и не обязывающее участников приходить с написанным материалом. Сейчас это обычное дело, но началось оно в России именно с «Убойной ночи».

Что это такое?

Ночной формат, в котором участвовали звёзды «Убойки», появился в 2008 году. Ведущий Павел Виноградов задавал определённую тему – например, компьютерные игры. А шестеро участников спорили, хорошо это или плохо. При этом их позиция зависела не от личного выбора, а от того, на какой диван их усадил Виноградов. Одна команда должна была доказывать пользу явления, а вторая вред.

В конце участники, правда, всё равно показывали импровизационные сценки, а некоторые из них даже стали культовыми. Чего только стоит персонаж Смирняги Супер Олег, позже превратившийся в отдельный (и не очень успешный) проект. Но основной формат всё-таки был разговорным, что и делало «Убойной ночи» новаторской передачей.

К сожалению, программа просуществовала чуть больше года. Потом её переформатировали в «Убойный вечер» – практически то же самое. Но даже новое воплощение продержалось в эфире всего двадцать выпусков.

«Убойной ночи» – первый удачный разговорный юмор в стране

До него на российском телевидении никто не представлял, что такое разговорная комедия. В той же «Убойке» уже появлялись зачатки стендапа, вроде монологов Кости Пушкина и, простите, Дениса Косякова. Но жанр «человек и микрофон» был ещё у советских сатириков, а о том, что можно просто посадить вместе смешных людей и заставить их беседовать в естественной манере, никто не слышал. Те же советские звёзды сразу начали бы рассказывать анекдоты, как в «Клубе «Белый попугай», а это всё-таки было чем-то новым.

Да, на «Первом канале» к моменту начала «Убойной ночи» уже гремел «Прожекторперисхилтон», вышедший на полгода раньше. Но там не менялся состав участников, всё крутилось вокруг обсуждения новостей, а главные лица выглядели слишком тяжеловесно и по-телевизионному официально. Да и сидели там не молодые комики, а уже совсем взрослые дядьки. Это не то! В отличие от Цекало, Урганта, Мартиросяна и Светлакова, резиденты «Убойной ночи» напоминали друзей, разгоняющих на кухне. Очень атмосферно и по-домашнему.

Более того, уже после закрытия программы, прошло много времени, прежде чем в России сформировались хорошие разговорные передачи с кучей комиков. То же шоу «Порараз Бирацца» оказалось настолько удачным, что канал Stand-Up Club #1 первое время собирал аудиторию исключительно на нём. По формату «Порараз», конечно, ближе к «Прожектору», но атмосфера живого разговорного юмора больше напоминала «Убойной ночи».

Шоу дало шанс многим неочевидным участникам

Несмотря на то, что проект всегда воспринимался как необязательный придаток «Убойной лиги», для некоторых участников это был реальный шанс показать себя. Например, для Романа Клячкина, напарника Ильи Соболева по дуэту «Красивые». Лицом команды всегда был Илья, а Рома – второй номер и тихий текстовичок.

А тут вдруг его взяли в «Убойной ночи», а Соболева даже не пригласили из-за слишком характерной актёрской подачи. Клячкин в итоге регулярно оказывался одним из самых смешных участников. Вспоминая это, становится жаль, что сейчас Роман выпал из медиаполя.

Всё это – удачное распределение сил от продюсеров Ксении Чашей, Леонида Школьника и Павла Виноградова. Дуэты выступали половинками в том числе для того, чтобы передача не копировала основную «Убойку». Но главная причина – другая: в «Убойной ночи» набирали текстовиков, а не артистов, поэтому там не было не только Соболева, но и адептов комедии положений вроде ставропольского дуэта «Партизаны».

Примерно то же сейчас делают «Разгоны», пусть и в более открытом формате. Зрители включают передачу ради Саши Малого, Сергея Орлова и других известных комиков, но по дороге открывают для себя иных, часто не менее смешных персонажей.

Шоу «Убойной ночи» экспериментировало с форматами

Кому-то может показаться, что проект адаптировал британское шоу ArguMental, где участники точно так же дебатировали о выбранной теме, сидя на разноцветных диванах. Но это спорная версия, так как британский оригинал вышел всего на месяц раньше, чем «Убойной ночи». Телевизионные продукты редко готовятся так быстро. Да и до первого эфира было ещё несколько невышедших пилотов.

Это говорит только о том, что такая идея висела в воздухе, но ей никто не занимался. Народ был слишком увлечён успехом «Камеди» и уверен, что будущее юмора за миниатюрами и протостендапом с шутками-одиночками.

В этом смысле шоу действительно опередило своё время, потому что, помимо дебатов с разгонами и сценками, там был ещё и формат «Горячий стул», когда Виноградов выбирал одного участника и проводил с ним комедийный блиц. Выглядело это всегда довольно неряшливо, но впечатлительные зрители нулевых всё равно говорили: «Вау! Что-то новое!»

Даже старт каждого выпуска выглядел очень нативно. Включите любой, и вам покажется, что чуваки сидят в студии и общаются уже давно, а мы заходим в разговор примерно с середины, когда Виноградов хлопает в ладоши и говорит: «Так, ребят. Мы начинаем шоу!» В этом в сто раз больше жизни, чем в формальном старте той же «Убойки», где сначала должен был выйти конферансье в лице Павла Воли.

На самом деле это иллюзия, и в проекте было не так много импровизации

Готовы к разочарованию? А должны быть, потому что в дело вступает магия телика. В реалиях эфирного телевидения «Убойной ночи» – не настолько импровизационный формат, как хотелось бы верить фанам. Чего только стоит инфа, что каждый из 25-минутых выпусков снимался по три-четыре часа.

И дело не только в том, что несмешное выкидывали, а топовое оставляли. Павел Виноградов в одном из интервью рассказывал, что даже рубрику «Горячий стул» записывали несколько раз. Если участнику удавалось сразу ответить смешно, это оставляли. А вопросы с плохими ответами задавали до тех пор, пока у комика наконец не получится. Да и в день снимали не один выпуск, а сразу несколько, так что на третьем-четвёртом моторе ведущий начинал засыпать.

Более того, участники заранее знали темы и должны были придумать по три аргумента. Никто не знал, какие аргументы у остальных, но вайб импровизации после такого нас однозначно покидает. Никогда не стоит заглядывать на производство чего-либо – вас почти всегда будет ждать разочарование.

Но вот важный вопрос: делает ли это «Убойной ночи» плохим и пластмассовым шоу? Если сравнивать с современными ютуб-форматами, то возможно. Только это не слишком уместное сравнение, если учитывать скидку на время и комедийные нравы телика в конце нулевых.

«Убойной ночи» в любом случае было передовым шоу, превратившимся в незаслуженно забытое. Оно подготовило зрителей к восприятию разговорного юмора и предвосхитило целый ряд трендов, которые мы знаем сейчас: импровизация, поиск новых форм, аккуратные представления незвёздных участников и свойская атмосфера. Пересматривать его сейчас, конечно, будут только археологи, но самый незаметный «убойный» формат повлиял на комедию ничуть не меньше, чем остальные.

Источник